maxim_butin

Categories:

5371. СИММЕТРИЯ...


1.  Симметрия имеет важные смысл и значение в мире. Как в мире в целом, как  (1) во вселенной, как (2) в космосе, как (3) в природе, как (4) в  человеческом обществе, так и (5) в жизни и смерти отдельного человека, и  даже его частей — (5.1) тела, (5.2) души, (5.3) ума.

2.  Говорят, для фундаментальной физики сейчас важно не столько открыть  новую частицу или рой частиц, сколько экспериментально подтвердить или  опровергнуть ту или иную симметрию, гипотез которой у физиков имеется  несколько и они меж собой конкурируют. Но и без таких сложных поисков  следует сказать, что любая формула в физике — свидетельство симметрии,  будь это закон Георга Симона Ома или третий закон сэра Исаака Ньютона.

В  самом деле, уже в математике «дальше» немыслимо без «ближе», «конечное»  без «бесконечного», «правое» без «левого», «первое» без «последнего».

В  биологии оказывается важной симметрия сторон тела и его органов. У  дельфина плавники и глаза симметричны, а если хвост, дыхало и пасть  единичны, то расположены на продольной оси симметрии. И зубы в пасти  симметричны. Симметричны правая и левая часть хвоста.

У  человека имеются руки — правая и левая, ноги — правая и левая. Глаза,  уши, ноздри — всё симметрично. Даже полушария головного мозга тоже  симметричны.

То,  что в немецкой классической философии называлось тождеством бытия и  мышления, а в переводе на обыденный язык — познаваемостью мира, тоже  было утверждением симметрии.

Это  только с торжеством позитивизма в науке стали отдавать предпочтение  эмпирическим исследованиям и эмпирическим же обобщениям. Заряд электрона  количественно такой-то. Атомный вес урана 235 количественно такой-то…  Это надо принимать как данность. А кроме данности больше ни с чем не  иметь дела, всё прочее — выкинуть из головы. К симметрии в таком  позитивистском познании можно прийти разве что случайно, наткнувшись на  неё и долго разгадывая, что это такое.

3.  А между тем любое познание есть симметрия познанного и надежды на  дальнейшее познание. Чем меньше познано, тем на большее остаётся  надежда. Чем больше познано, тем на меньшее уже можно надеяться, ибо  только познанным и надеждой познать оставшееся исчерпывается целостный  предмет познания.

Кристально чистыми примерами симметрии является следующие пассажи из «Парижских манускриптов» (1844) Карла Генриха Маркса.

«Рабочий  становится тем беднее, чем больше богатства он производит, чем больше  растут мощь и размеры его продукции. Рабочий становится тем более  дешевым товаром, чем больше товаров он создаёт. В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценение человеческого мира. Труд производит не только товары: он производит самого себя и рабочего как товар, притом в той самой пропорции, в которой он производит вообще товары.

Этот факт выражает лишь следующее: предмет, производимый трудом, его продукт, противостоит труду как некое чуждое существо, как сила, не зависящая от производителя. Продукт труда есть труд, закреплённый в некотором предмете, овеществлённый в нём, это есть опредмечивание труда.  Осуществление труда есть его опредмечивание. При тех порядках, которые  предполагаются политической экономией, это осуществление труда, это его  претворение в действительность выступает как выключение рабочего из действительности, опредмечивание выступает как утрата предмета и закабаление предметом, освоение предмета —как отчуждение.

Осуществление  труда выступает как выключение из действительности до такой степени,  что рабочий выключается из действительности вплоть до голодной смерти.  Опредмечивание выступает как утрата предмета до такой степени, что у  рабочего отнимают самые необходимые предметы, необходимые не только для  жизни, но и для работы. Да и сама работа становится таким предметом,  овладеть которым он может лишь с величайшим напряжением своих сил и с  самыми нерегулярными перерывами. Освоение предмета выступает как  отчуждение до такой степени, что чем больше предметов рабочий  производит, тем меньшим количеством их он может владеть и тем сильнее он  подпадает под власть своего продукта, капитала».

Маркс, К.  Экономическо-философские рукописи. — Маркс, К. Энгельс, Ф. Сочинения.  Изд. 2. В 50 тт. Т. 42. М.: Государственное издательство политической  литературы, 1974. С. 87 — 88.

«Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять «общество», как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, — является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и родовая жизнь человека не являются чем-то различным, хотя по необходимости способ существования индивидуальной жизни бывает либо более особенным, либо более всеобщим проявлением родовой жизни, а родовая жизнь бывает либо более особенной, либо всеобщей индивидуальной жизнью».

Маркс, К.  Экономическо-философские рукописи. — Маркс, К. Энгельс, Ф. Сочинения.  Изд. 2. В 50 тт. Т. 42. М.: Государственное издательство политической  литературы, 1974. С. 119.

«Мы  видим, что только в общественном состоянии субъективизм и объективизм,  спиритуализм и материализм, деятельность и страдание утрачивают своё  противопоставление друг другу, а тем самым и своё бытие в качестве таких  противоположностей; мы видим, что разрешение теоретических противоположностей само оказывается возможным только практическим путём,  только посредством практической энергии людей, и что поэтому их  разрешение отнюдь не является задачей только познания, а представляет  собой действительную жизненную задачу, которую философия не могла разрешить именно потому, что она видела в ней только теоретическую задачу».

Маркс, К.  Экономическо-философские рукописи. — Маркс, К. Энгельс, Ф. Сочинения.  Изд. 2. В 50 тт. Т. 42. М.: Государственное издательство политической  литературы, 1974. С. 123.

4.  А теперь представьте, что симметрии нет или она не обладает  фундаментальным качеством для мира. Тогда богатство и бедность не  находятся в такой пропорции, которая исчерпывает целое. Тогда стоимость  товара хоть и измеряется количеством вложенного в него труда, но также  и... и ещё чем-нибудь. Тогда воюющие стороны не располагаются на линии  противостояния, а могут произвольно передвигать личный состав и технику  своих вооружённых сил в тыл противника или на Луну и бомбить супостата  уже с Луны. Тогда победа не соотносима с поражением противника  победившего. Тогда Армения не участвовала в сорокачетырёхдневной войне, а  значит и не проиграла её и потому никакой капитуляции, никакого мирного  договора, никакой делимитации и демаркации границ с Азербайджаном у неё  не будет.

Без  симметрии первичен хаос, а космос не только не вторичен, космоса  попросту нет. А хаос потому и первичен, что ничего вторичного нет, а  сама его первичность — произвольное порождение хаоса же.

5. Законы симметрии ума и реальности хорошо иллюстрируются тонкой работой ума российского историка и политолога Ростислава Владимировича Ищенко.  Приходится констатировать: для текущей политической жизни он явно  излишне умный. И хотя он строит в своём уме изумительные сценарии  развития исторической и политической реальности, в большинстве случаев  его прогнозы не сбываются потому, что реальность, состояние и тенденции  которой он анализирует и прогнозирует, намного грубее и вульгарнее. По  закону симметрии лишняя «умственность»отрезается или игнорируется.

«Вот  пример самых изысканных, самых кошерных, самых благожелательных и самых  выигрышных для В. В. Путина и России анализа и выводов принятого  Государственной Думой закона об оружейном плутонии. Р. В. Ищенко  совершенно правильно рассматривает этот закон как ультиматум США от  России. Это было 2016.10.05. Что-нибудь слышно о результатах ультиматума  со стороны США? Или со стороны России? Р. В. Ищенко — слишком умный для  обеих правящих элит, элиты США и элиты России. Президент России просто  не способен осознать, что Р. В. Ищенко пишет и извлечь из этого  осознания реальные

выгоды  для России в складывающейся международной ситуации. Примерно то же  происходит и с президентом США. Он не читает Р. В. Ищенко, но осознать,  что ультиматум есть ультиматум и на него надо как-то реагировать или  подчёркнуто его игнорировать, этот президент может и знает что надо.

https://youtu.be/PNon-ThZkv8

Отсюда  можно сделать лишь один вывод: Р. В. Ищенко проецирует интеллектуальную  мощь туда, где реальные субъекты, в силу недостаточности именно ума, не  способны воспользоваться ею или испугаться её. Это наглядное  подтверждение того, что Р. В. Ищенко работает с идеологемой, а не с  неприглядной и оставляющей желать много лучшего реальностью, хотя  идеологема и построена из материалов реальности».

https://zen.yandex.ru/media/maxim_butin/2147-r-v-iscenko-60c6ef8c92d1652ea7eebf3d

6.  Вы можете игнорировать симметрию и целостность, отрицать единство в  многообразии. Но тогда вы добровольно погружаетесь в вонючий и крайне  непредсказуемый хаос. И жить вам в нём недолго. Философия духа и  обоняния не позволит. Зажав нос, подумайте об этом.

2021.09.22.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic